Конструкты занятий



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема(проект, событие): Этот чудесный мёд.

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Форма работы с детьми: познавательно -  исследовательская деятельность.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.

Материалы и оборудование:

•          зрительный ряд: Знаки безопасности, баночки с образцами мёда (цветочный, разнотравье, акациевый, липовый, луговой, гречишный).

•          литературный ряд: загадка про мёд, альбомы: «Стихи про мёд и пчёл», «Всё о мёде», «Пословицы о мёде», «Сборник сказок о мёде», «Игры и физминутки» (движения с речью)

•          музыкальный ряд: фонограмма «Неокухня»

•          мультимедийные средства:

•          раздаточный материал: Колбы для опытов, перчатки, фартуки  по количеству детей;

Колба с мёдом;

Пробирка с йодом;

Ложки (по 2 на каждого);

Пипетка;

Высокая колба;

Мёд для детского экспериментирования;

Вода (подкрашенная);

Растительное масло;

Подкрашенный медицинский спирт;

Монетка или гвоздик, макаронина;

«Дневнички» наблюдения, цветные карандаши.

Предварительная работа:

•          разучивание физминутки «Медвежонок Жак»;

•          подготовка экспозиции «Мёд»;

•          беседа об источниках информации о мёде и продуктах;

•          участие родителей в сборе и оформлении информации о мёде.

 

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Развивающие:

·         Обогащение словаря: лабораторными терминами( колба, пробирка); названиями веществ (йод, крахмал, медицинский спирт); названиями разновидностей мёда (цветочный, разнотравье, акациевый, липовый, луговой, гречишный).

·         Развивать потребность к познанию свойств продуктов пчеловодства; жидкостей (вода, растительное масло).

Обучающие:

·         Развивать представление детей о мёде, его свойствах;

·         Расширять представления детей о свойствах различных веществ: плотность (высокая, низкая), растворимость;

·         Закреплять знания детей о правилах безопасности при проведении опытов (использовать перчатки);

·         Формировать умение составлять рассказ по результатам эксперимента (опыта).

Воспитательная:

·         Формировать потребность считаться с мнением товарищей, справедливо решать спорные вопросы, умение отстаивать своё мнение (доказательно, обоснованно);

·         Формировать умение договариваться, помогать друг другу;

·         Формировать потребность соблюдать элементарные правила безопасности;

·         Формирование у детей к потребности  качества и натуральности продуктов питания.

·         Обратить внимание на лексико – грамматический строй у Леры, Ромы (Игра « Какая, какое?»)

·         Недостаточно развита мелкая моторика. Обратить внимание при фиксации хода эксперимента. (Лева)

·         Поручить Ване    и Савелию контроль за правильностью выполнения эксперимента (в роли эксперта)

·         Предложить Ване  и Диме  роль помощников, при проведении эксперимента.

 

Этапы, последовательность (цель)

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Актуализация знаний

(1 этап)

Ребята, вы заметили, какой чай мы сегодня пили, за завтраком?

Чем он отличался от того, который мы пьём всегда?

Почему люди пьют чай с мёдом?

Почувствовали ли вы мёд на языке?

А что почувствовали? (вкус)

Задаёт вопросы. Беседует.

Делятся собственным опытом, знанием; рассказывают примеры.

 

 

 

 

 

 

Мотивация (2 этап)

А все ли вещества растворяются?

Хотите проверить?

Всем тем, кто хочет проверить, я предлагаю отправиться в лабораторию.

Хотите стать научными сотрудниками - ?

 

 

 

 

Давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов.

                               

 

(Читает задание на карточке)

Определить основное свойство мёда: плотность.

.

 

 

 

Берёт на себя роль профессора. Предлагает одеть форму научного сотрудника.

Педагог предлагает вспомнить правила безопасности при проведении опытов.

Педагог предлагает детям пройти в одну из лабораторий. Читает детям цель (ставит перед детьми задачу).

Описывает предметы в лаборатории.

 

 

 

 

Соглашаются с принятием роли исследователей; берут на себя эту роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют потребность к познанию свойств веществ.

 

 

 

 

 

Знания нового свойства веществ (плотность); способы его определения.

Введение новых знаний (3 этап)

Экспериментирование

Коллеги, как вы думаете, какими бывают свойства веществ?

Да, действительно, я вижу, что вы знаете о том, что разные вещества обладают разными свойствами. Сегодня нам необходимо выявить такое свойство мёда, как плотность. Плотность бывает разная высокая и низкая.

 



Для того чтобы узнать какова плотность мёда необходимо:

 •         Высокая колба;

•          Мёд;

•          Вода (подкрашенная);

•          Растительное масло;

•          Подкрашенный медицинский спирт.

- Приступаем.

•          Налей, пожалуйста, в колбу немного мёда.

•          Теперь аккуратно, по стеночке колбы – воду. Что произошло? Как вы думаете, почему так получилось?

•          Так же по стеночке наливаем растительное масло. Что произошло?

Как вы думаете, почему так получилось?

•          А теперь можно добавить спирт. Хочу вас предупредить, мои дорогие коллеги, что обращаться с ним нужно очень осторожно. Что произошло?

- А вот если в колбу бросить что-нибудь (для проверки плотности веществ), тогда точно смешаются.

Воспитатель: Проверим, только будьте очень аккуратными. (Просит детей, бросить в колбу монетку или гвоздик). Что мы видим?

Воспитатель: Гвоздик действительно прошёл через все слои, но они не смешались. Теперь предлагаю вам опустить одну макаронину. Что мы видим? Почему так произошло?

 - Какой вывод можно сделать? (Дети делают вывод). Все эти жидкости имеют разную плотность. Мёд имеет самую высокую плотность.

 

 

 

 

 

 

Педагог показывает детям необходимые для опыта инструменты и вещества, называет их, рассказывает о их предназначении.

 

 

Выполняет действия с веществами и комментирует их.

Наливает в колбу (поочерёдно): мёд, воду, растительное масло, медицинский спирт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

Дети высказывают свои предположения, мысли.

Рассматривают, уточняют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за действиями воспитателя, других детей. Фиксируют результаты (последовательность) опыта в дневничке наблюдений.

 

 

 

 

Дети участвуют в проверке гипотезы (бросают монетку, гвоздик, макаронину).

 

 

 

 

 

Дети делают выводы. Фиксируют результат в дневничке наблюдений, при этом договариваются с какой плотности вещества начнут.

Поставить проблему перед детьми.

Проведение опыта.

Закрепление знаний о плотности мёда. (4 этап)

- Ребята, так как мы с вами научные сотрудники и провели научный эксперимент, сделали выводы, зафиксировали результаты. Наверное, нам необходимо представить статью в научный журнал «Пчеловодство» (составление рассказа).

 

Педагог предлагает составить статью для журнала, записывает рассказы детей.

 Дети рассказывают.

Умение детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности содержания статьи.

Последовательно рассказывать о своих действиях.

Физминутка. (5 этап)

 «Медвежонок Жак»

Медвежонок Жак простужен,

            Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок.

 

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

            Останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком».

 

Потому что мы с ним дружим.        

            Берут ребенка в круг, идут все вместе.

 

Воспитатель: Ну, что немного отдохнули?

Предлагает детям поиграть.

Показывает движения.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Разгрузка.

Получение новых знаний (6 этап)

Задание на карточке:

Отличить натуральный мёд от искусственного. (Натуральный – созданный насекомыми, искусственный – людьми).

 

 

Педагог предлагает проверить предположения детей опытным путём. Для этого понадобятся:

·         Мёд (натуральный и искусственный);

·         2 ложки;

·         Йод;

·         Пипетка.

Опыт

1.      Выложить в ложки не большое количество мёда.

2.      Капнуть на мёд несколько капель йода.

3.      Что мы увидели? Почему так произошло?

 

Зачитывает следующую научную задачу. Даёт понятия: натуральный и искусственный мёд.

Педагог показывает детям необходимые для опыта инструменты и вещества, называет их.

Предлагают способы решения проблемы, выражают собственные мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют действия и инструкцию воспитателя.

Проверяют точность своих предположений опытным путём.

Поставить проблему перед детьми.

Закрепление новых знаний (7 этап)

 Продолжаем писать статью.

 

Педагог продолжает записывать рассказы детей.           

Дети рассказывают.

Умение детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности содержания статьи.

Последовательно рассказывать о своих действиях.

Самоконтроль (8 этап)

Что нового мы узнали о мёде?

Задаёт вопрос

Дети рассказывают, обобщают.

 

Анализ (9 этап)

Что для тебя было нового?

Были ли трудности?

С помощью чего ты их преодолел?

Почему мы смогли написать научную статью?

Педагог подводит детей к значению натурального продукта, его полезности.

Понимание значимости употребления продукта для здоровья человека.

Умение анализировать результаты собственных действий, действий педагога. Делать выводы, умозаключения.

Открытость (10 этап)

Кому ты хочешь представить статью?

Что ты хочешь ещё узнать о мёде, о плотности других веществ?

Как ты можешь это узнать?

Задаёт вопросы. Фиксирует ответы детей, для проведения следующих экспериментов.

Дети отвечают.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий