ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
Тема(проект, событие): Этот
чудесный мёд.
Возрастная группа: старшая
5-6 лет.
Форма работы с детьми:
познавательно - исследовательская
деятельность.
Форма организации: подгрупповая.
Учебно – методический комплекс: самостоятельная
разработка.
Материалы и оборудование:
• зрительный ряд: Знаки безопасности,
баночки с образцами мёда (цветочный, разнотравье, акациевый, липовый, луговой,
гречишный).
• литературный ряд: загадка про мёд,
альбомы: «Стихи про мёд и пчёл», «Всё о мёде», «Пословицы о мёде», «Сборник
сказок о мёде», «Игры и физминутки» (движения с речью)
• музыкальный ряд: фонограмма «Неокухня»
• мультимедийные средства:
• раздаточный материал: Колбы для опытов,
перчатки,
фартуки по количеству детей;
Колба
с мёдом;
Пробирка
с йодом;
Ложки
(по 2 на каждого);
Пипетка;
Высокая
колба;
Мёд
для детского экспериментирования;
Вода
(подкрашенная);
Растительное
масло;
Подкрашенный
медицинский спирт;
Монетка
или гвоздик, макаронина;
«Дневнички»
наблюдения, цветные карандаши.
Предварительная работа:
• разучивание физминутки «Медвежонок Жак»;
• подготовка экспозиции «Мёд»;
• беседа об источниках информации о мёде
и продуктах;
• участие родителей в сборе и оформлении
информации о мёде.
Задачи образовательной программы |
Задачи с учётом индивидуальных
особенностей воспитанников |
Развивающие: ·
Обогащение словаря: лабораторными терминами(
колба, пробирка); названиями веществ (йод, крахмал, медицинский спирт);
названиями разновидностей мёда (цветочный, разнотравье, акациевый, липовый,
луговой, гречишный). ·
Развивать потребность к познанию свойств продуктов
пчеловодства; жидкостей (вода, растительное масло). Обучающие: ·
Развивать представление детей о мёде, его
свойствах; ·
Расширять представления детей о свойствах
различных веществ: плотность (высокая, низкая), растворимость; ·
Закреплять знания детей о правилах безопасности
при проведении опытов (использовать перчатки); ·
Формировать умение составлять рассказ по
результатам эксперимента (опыта). Воспитательная: ·
Формировать потребность считаться с мнением
товарищей, справедливо решать спорные вопросы, умение отстаивать своё мнение
(доказательно, обоснованно); ·
Формировать умение договариваться, помогать друг
другу; ·
Формировать потребность соблюдать элементарные
правила безопасности; ·
Формирование у детей к потребности качества и натуральности продуктов питания. |
·
Обратить внимание на лексико – грамматический
строй у Леры, Ромы (Игра « Какая, какое?») ·
Недостаточно развита мелкая моторика. Обратить
внимание при фиксации хода эксперимента. (Лева) ·
Поручить Ване и Савелию контроль за правильностью выполнения эксперимента (в роли
эксперта) ·
Предложить Ване и Диме роль помощников, при
проведении эксперимента. |
Этапы, последовательность (цель) |
Содержание совместной деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
Актуализация
знаний (1
этап) |
Ребята,
вы заметили, какой чай мы сегодня пили, за завтраком? Чем
он отличался от того, который мы пьём всегда? Почему
люди пьют чай с мёдом? Почувствовали
ли вы мёд на языке? А
что почувствовали? (вкус) |
Задаёт
вопросы. Беседует. |
Делятся
собственным опытом, знанием; рассказывают примеры.
|
|
Мотивация
(2 этап) |
А
все ли вещества растворяются? Хотите
проверить? Всем
тем, кто хочет проверить, я предлагаю отправиться в лабораторию. Хотите
стать научными сотрудниками - ?
Давайте
вспомним правила безопасности при проведении опытов.
(Читает
задание на карточке) Определить
основное свойство мёда: плотность. |
.
Берёт
на себя роль профессора. Предлагает одеть форму научного сотрудника. Педагог
предлагает вспомнить правила
безопасности при проведении опытов. Педагог
предлагает детям пройти в одну из лабораторий. Читает детям цель (ставит перед
детьми задачу). Описывает
предметы в лаборатории. |
Соглашаются
с принятием роли исследователей; берут на себя эту роль.
|
Проявляют
потребность к познанию свойств веществ.
Знания
нового свойства веществ (плотность); способы его определения. |
Введение
новых знаний (3 этап) Экспериментирование |
Коллеги,
как вы думаете, какими бывают свойства веществ? Да,
действительно, я вижу, что вы знаете о том, что разные вещества обладают
разными свойствами. Сегодня нам необходимо выявить
такое свойство мёда, как плотность. Плотность бывает разная высокая и низкая.
Для того чтобы узнать какова плотность мёда необходимо: • Высокая
колба; • Мёд; • Вода (подкрашенная); • Растительное масло; • Подкрашенный медицинский спирт. -
Приступаем. • Налей, пожалуйста, в колбу немного
мёда. • Теперь аккуратно, по стеночке колбы
– воду. Что произошло? Как вы думаете, почему так получилось? • Так же по стеночке наливаем
растительное масло. Что произошло? Как
вы думаете, почему так получилось? • А теперь можно добавить спирт. Хочу
вас предупредить, мои дорогие коллеги, что обращаться с ним нужно очень осторожно.
Что произошло? -
А вот если в колбу бросить что-нибудь (для проверки плотности веществ), тогда
точно смешаются. Воспитатель:
Проверим, только будьте очень аккуратными. (Просит детей, бросить в колбу
монетку или гвоздик). Что мы видим? Воспитатель:
Гвоздик действительно прошёл через все слои, но они не смешались. Теперь
предлагаю вам опустить одну макаронину. Что мы видим? Почему так произошло? - Какой вывод можно сделать? (Дети
делают вывод). Все эти жидкости имеют разную плотность. Мёд имеет самую
высокую плотность. |
Педагог
показывает детям необходимые для опыта инструменты и вещества, называет их, рассказывает о их предназначении.
Выполняет
действия с веществами и комментирует их. Наливает
в колбу (поочерёдно): мёд, воду, растительное масло, медицинский спирт.
Предлагает
сделать вывод по результатам опытного наблюдения. |
Дети
высказывают свои предположения, мысли. Рассматривают, уточняют
Наблюдают
за действиями воспитателя, других детей. Фиксируют результаты
(последовательность) опыта в дневничке наблюдений.
Дети
участвуют в проверке гипотезы (бросают монетку, гвоздик, макаронину).
Дети
делают выводы. Фиксируют
результат в дневничке наблюдений, при этом
договариваются с какой плотности вещества начнут. |
Поставить
проблему перед детьми. Проведение
опыта. |
Закрепление
знаний о плотности мёда. (4 этап) |
-
Ребята, так как мы с вами научные сотрудники и провели научный эксперимент,
сделали выводы, зафиксировали результаты. Наверное, нам необходимо
представить статью в научный журнал «Пчеловодство» (составление рассказа).
|
Педагог
предлагает составить статью для журнала, записывает рассказы детей. |
Дети рассказывают. |
Умение
детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности
содержания статьи. Последовательно
рассказывать о своих действиях. |
Физминутка.
(5 этап) |
«Медвежонок Жак» Медвежонок
Жак простужен, Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок.
Мед
ему сегодня нужен. Мед
дадим ему на ужин, Останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком».
Потому
что мы с ним дружим. Берут ребенка в круг, идут все вместе.
Воспитатель:
Ну, что немного отдохнули? |
Предлагает детям поиграть. Показывает
движения. |
Выполняют
движения в соответствии с текстом. |
Разгрузка. |
Получение
новых знаний (6 этап) |
Задание
на карточке: Отличить
натуральный мёд от искусственного. (Натуральный – созданный насекомыми,
искусственный – людьми).
Педагог
предлагает проверить предположения детей опытным путём. Для этого
понадобятся: ·
Мёд (натуральный и искусственный); ·
2 ложки; ·
Йод; ·
Пипетка. Опыт 1.
Выложить в ложки не большое количество мёда. 2.
Капнуть на мёд несколько капель йода. 3.
Что мы увидели? Почему так произошло?
|
Зачитывает
следующую научную задачу. Даёт понятия: натуральный и искусственный мёд. Педагог
показывает детям необходимые для опыта инструменты и вещества, называет их. |
Предлагают
способы решения проблемы, выражают собственные мысли.
Выполняют
действия и инструкцию воспитателя. Проверяют
точность своих предположений опытным путём. |
Поставить
проблему перед детьми. |
Закрепление
новых знаний (7 этап) |
Продолжаем писать статью. |
Педагог
продолжает записывать рассказы детей.
|
Дети
рассказывают. |
Умение
детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности
содержания статьи. Последовательно
рассказывать о своих действиях. |
Самоконтроль
(8 этап) |
Что
нового мы узнали о мёде? |
Задаёт
вопрос |
Дети
рассказывают, обобщают. |
|
Анализ
(9 этап) |
Что
для тебя было нового? Были
ли трудности? С
помощью чего ты их преодолел? Почему
мы смогли написать научную статью? |
Педагог
подводит детей к значению натурального продукта, его полезности. |
Понимание
значимости употребления продукта для здоровья человека. |
Умение
анализировать результаты собственных действий, действий педагога. Делать
выводы, умозаключения. |
Открытость
(10 этап) |
Кому
ты хочешь представить статью? Что
ты хочешь ещё узнать о мёде, о плотности других веществ? Как
ты можешь это узнать? |
Задаёт
вопросы. Фиксирует ответы детей, для проведения следующих экспериментов. |
Дети
отвечают. |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий