Тема: Календарь
Цель: Познакомить с разнообразием календарей
и с историей их появления. Научить использовать их для определения временных
интервалов. Дать представление о прошлом, настоящем и будущем, обратить
внимание на непрерывность и необратимости времени.
Итоговое мероприятие: мини-музей «Зачем
нужен календарь?»
Задачи
Физическое
развитие |
Формировать
у детей потребность в здоровом образе жизни. Совершенствовать
физические качества в разнообразных формах двигательной активности. Закреплять
умение подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ориентироваться в пространстве.
Продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые
подвижные игры, проявлять инициативу и творчество. |
Социально-коммуникативное
развитие |
Совершенствовать
и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание
организовывать сюжетно-ролевые игры. Развивать умение распределять роли,
подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности
совместных действий; согласовывать свои действия с действиями партнёров,
соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Продолжать
приучать участвовать в играх с элементами соревнования. Воспитывать умение
проявлять честность. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре
путём активного вовлечения детей в игровые действия. Воспитывать
артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. Организовывать
дидактические игры, объединяя детей в подгруппы. Закреплять умение
подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать
у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Развивать
умение доводить начатое дело до конца. Закреплять умение выполнять различные
поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы;
выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные
растения, рыхлить почву и т.д.) Привлекать детей к оказанию помощи взрослым в
разные периоды года. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и
самостоятельной деятельности. Продолжать
формировать навыки культуры поведения в природе. Дать детям представления о
том, что в природе всё взаимосвязано. Формировать умение одеваться по погоде,
в зависимости от времени года. |
Познавательное
развитие |
Продолжать
развитие проектной деятельности исследовательского типа. Создавать условия
для реализации проектной деятельности творческого типа. Дать представление о
том, что утро, вечер, день, ночь составляют части суток. Закреплять названия
дней недели, месяцев года. Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать
последовательность различных событий: раньше, позже; определять, какой день
сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Расширять и обогащать знания
детей об особенностях и изменениях в природе в разное время года. |
Речевое
развитие |
Продолжать
развивать речь как средство общения. Обогащать речь детей прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов. Упражнять в подборе
существительных к прилагательным. Закреплять правильное, отчётливое
произношение звуков. Формировать умение составлять по образцу простые и
сложные предложения. Развивать умение поддерживать беседу. Формировать умение
(по образцу и плану) рассказывать о содержании сюжетной картины. Развивать
умение составлять рассказы о событиях из личного опыта. Продолжать
развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить
внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
запоминать скороговорки, пословицы, загадки о временах года. Обращать внимание детей на оформление книг,
на иллюстрации. Воспитывать чуткость к художественному слову. |
Художественно-эстетическое
развитие |
Продолжать
совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов,
явлений природы. Учить смешивать краски для получения новых цветов и
оттенков. Подводить детей к созданию сюжетных композиций на тему окружающей
жизни. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с
разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные
материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т.д.). Формировать умение вырезать
одинаковые фигуры или их детали из бумаги сложенной гармошкой, а симметричные
изображения – из бумаги, сложенной пополам. Развивать эстетическое
восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность
наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику.
Познакомить с произведения живописи и изображением родной природы в картинах
художников. |
Формировать
музыкальную культуру на основе знакомства с классическими произведениями.
Развивать музыкальную память через узнавание произведений по отдельным
фрагментам. Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным
сопровождением и без него. Развивать чувство ритма. Умение передавать через
движения характер музыки. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать
движения, отражающие содержание песни. Развивать творчество. Побуждать детей
к активным самостоятельным действиям. |
Виды и формы
организации совместной взросло-детской партнёрской деятельности |
Содержание
деятельности |
Организация
развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействие
с родителями/ социальными
партнёрами |
Коммуникативная деятельность Беседа: «История
календаря»
«О
последовательности частей суток»;
«О
днях недели» «Сегодня,
завтра».
Ситуативный
разговор «Что
было бы, если…» (…оказался в пещере древних людей, …перенёсся на 100 лет вперёд).
Составление
творческого рассказа: «Что
было, есть и будет». «Как
я провёл выходной день» «Что
я делал в понедельник».
Отгадывание
загадок и задач-шуток о днях недели, временах года.
Обсуждение
пословиц, поговорок о временах года.
Речевые
игры: «Это правда или нет?» «Подскажи
словечко» «Дни
недели»; «Закончи
предложение»; «Назови
соседей»; «Назови
по порядку».
|
Дать
детям первоначальное понятие об основных календарных единицах времени и
правильное толкование этих мер.
Дать представление о том, что утро,
день, вечер, ночь составляют сутки
Расширить
представления детей о днях недели, их последовательности.
Развиваем
воображение детей, используя различные временные интервалы.
Учим
детей составлять рассказ на основе реальных событий происходивших с ними в
разные временные промежутки.
Закрепление
названий дней недели, времён года.
Закрепление
названий времён года, характерных признаков, трудовой деятельности людей в
определённое время года.
Закреплять
в речи названия месяцев, их
последовательность.
|
Центр «Книголюб» Альбомы
по сезонам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Альбом
«Время» Книги с рассказами и стихами о временах года, частях суток, днях недели. Энциклопедии
Центр «Театр «Карабас Барабас» Маски
«Времена года». «Части суток» Атрибуты
для постановки спектаклей
Центр
«Наша лаборатория»
Сосуды для воды разных объёмов Песок Вертушки-ветрячки Пластиковые
стаканчики Альбомы
– регистраторы (животные, цветы, временные изменения, сезонные изменения)
Игровой центр Образцы
тканей Сантиметр Цветная
бумага Ножницы Сумки Кошельки Зеркало Бланки
принятия заказов Альбомы
с моделями одежды Настольный
календарь
Костюмы
для спектакля «Двенадцать месяцев» Афиша Билеты
Книги Формуляры
посетителей Календарь
(модель «Дни недели»
Письма Посылки Журналы Бланки
телеграмм Сумка
и фуражка почтальона Перекидной
календарь
Центр «Юный эколог» Альбомы-регистраторы Семена
цветов и других культур Лопатки Метёлочки Песок Ведёрки Совочки Леечки Инструменты
для рыхления почвы Грабли Носилки Ёмкости
для сбора семян
Центр «Крепыш» Мяч Условные
знаки «Дни недели» Спортивный
инвентарь
Музыкальный центр Бубен Металлофон Погремушки Музыкальный
треугольник Коробочка Магнитофон Аудиозапись
цикла «Времена года» (П.И.Чайковского) Аудиозапись
цикла «Времена года» (А.Вивальди) Аудиозаписи
произведений Ф.Мендельсона, Э.Грига, М.Глинки Аудио-рассказы
и песни «Времена года»
Центр «Талантливые пальчики» Репродукции
картин: С.Чуйкова, Н.Ромадина,
И.Шишкина, И.Остроухова, Н.Дубровского, И.Грабарь, К.Ф.Юона, И.Левитана, Т.Яблонской Материалы для рисования: альбомы,
акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, баночки
для воды Материалы для рисования пластилином: пластилин,
стеки, крупы, семена растений, листы картона Материалы для аппликации и ручного
труда: Клей
ПВА, кисти для клея, ёмкости под клей, салфетки, цветная и белая бумага и
картон, гофрированная бумага, вата, бросовый материал Образцы
по рисованию и аппликации. Материалы для нетрадиционной техники
рисования: печатки,
свечки, кисти для набрызга, трафареты, ватные палочки, трубочки от сока.
Центр «Занимательной математики» Комплекты
цифр «Волшебные часы» Дидактические
игры Модели Календари Мак ппперекперекрёстка и улиц в разное время
года
Мини
— музей «Такие разные
календари» расположить
в разных центрах Экспонаты, а также
на дополнительных
полках. |
Знакомство
родителей с проектом
Помощь
родителей в создании развивающей среды, сбор информации
Консультации для родителей: «Как
помочь ребёнку запомнить название и последовательность
месяцев» «Стихи
помогающие запомнить дни недели»
Папки – передвижки: «Учим
дни недели» «Времена
года. Учим месяцы. Что такое год?» «Времена
года»
Мастер – класс (для родителей) «Делаем
календарь своими руками» «
Календарь моей семьи» (с указанием знаменательных дат семьи)
Участие родителей Изготовление
календарей своей семьи Модуль
«Времена года»
Творческая мастерская по изготовлению «Календаря
знаменательных дат»
Участие
родителей в создании мини-музея «Такие разные календари» |
Игровая деятельность Дидактические
игры: «Времена
года»; «Разложи по порядку»; «Подбери
и наклей» (с использованием картинок – липучек) «Вставь
пропущенный месяц»; «Путешествие
по временам года». «Путешествие
в Новый год» (А.Сорокина); «Прошлое,
настоящее, будущее»; «Что
было и что будет»; «Река
времени»;
«Сколько
дней в неделе?» ; «Расставь
по порядку»;
Сюжетные
игры: «Ателье»
«Театр»
«Библиотека»
«Почта»
Подвижные
игры: «Лови,
бросай, дни недели называй»;
«Что за чем»; «День и ночь»; «Вчера,
сегодня, завтра»; «Утром,
днём, вечером, ночью».
«Бывает
– не бывает».
Спортивные
игры: «Чья
неделька быстрее соберётся». «Год,
постройся».
|
Развивать
умение детей ориентироваться в днях недели, временах года, календаре.
Дать
представление о прошлом, настоящем и будущем, обратить внимание на
непрерывность и необратимости времени.
Расширить
представления детей о днях недели, их последовательности. Научить связывать
день недели с конкретной деятельностью, с порядковым номером.
Заказ
и пошив сезонной одежды. Уточнение даты примерки и даты изготовления изделия.
Покупка
билетов на определённое число и день недели. Постановка спектакля по мотивам
сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
Дети
приходят в библиотеку, за любимыми книгами. Библиотекарь предупреждает о том,
что книги нужно вернуть в определённое число, указанное на «листке сдачи
книг». Используя модель «Дни недели» дети определяют временной промежуток
возврата книг.
Посетители
отправляют: письма, посылки, телеграммы. Оператор принимает их и сообщает о
примерном количестве дней доставки.
Закрепляем
названия дней недели, начиная с любого.
Закреплять
умения детей ориентироваться во временных интервалах
Закрепление
сезонных и временных изменений
Развивать
умение детей ориентироваться в днях недели, временах года |
||
Познавательно –
исследовательская деятельность
Наблюдения
на прогулках за сезонными изменениями в природе, за
деятельностью взрослых и детей.
Наблюдения
за животными в «Экологическом центре»
Наблюдения
за комнатными растениями
Моделирование
Экспериментирование
Рассматривание
репродукций картин:
|
Закрепление
знаний детей о сезонных изменениях в природе. Изменение трудовой деятельности
людей в зависимости от времени года.
Дети
наблюдают за переменами в поведений животных, изменении окраски шерсти в разные
сезоны года.
Определяют
количество дней между поливом, подкормками растений, используя альбомы –
регистраторы. Сравнивают временные промежутки поливки в разное время года.
Изготовление
моделей «Сутки», «Неделя», «Времена года», «Круглый год»
Проводят
опыты с водой, песком, воздухом в разные времена года. Заносят свои выводы в
альбом-регистратор.
Развитие
устной речи, обогащение словарного запаса. Учить выражать интерес,
восхищение, радость при знакомстве с новыми репродукциями.
«Утро»
(С.Чуйков); «Последний луч» (Н.Ромадин) «Утро
в сосновом бору» (И.Шишкин) «Золотая осень» (И.Остроухов); «Осень в парке» (Н.Дубровский) «Февральская
лазурь» (И.Грабарь); «Русская зима» (К.Ф.Юон) «Мартовское солнце»
(К.Юон) «Весна.
Большая вода» (И.Левитана); «Май» (Т.Яблонская); «Лето»
(Т.Яблонская). |
||
Трудовая деятельность Ручной
труд
Хозяйственно-бытовой
труд, в природе
|
Изготавливают
кормушки. Посев семян цветов с регистрацией количества дней между
определёнными фазами развития.
Закрепление
трудовых навыков в определённый сезон. Зима: расчистка дорожек от снега,
кормление птиц, сгребание снега к стволам деревьев. Весна:
посыпание дорожек песком, вскапывание клумб, высадка рассады цветов. Лето:
уход за цветником (полив, прополка, рыхление), перекапывание песка. Осень:
сгребание опавшей листвы, сбор семян и природного материала. |
||
Музыкально-художественная
деятельность Прослушивание
музыкальных произведений:
Музыкальные
произведения для импровизации:
|
Знакомство
с композиторами. Развиваем интерес и любовь к классической музыке.
«Осенняя
песня» из цикла «Времена года» (П.И.Чайковский); Цикл концертов «Времена года» (А.Вивальди). «Весенняя песня» (Ф.Мендельсон); «Утро» (Э. Григ).
Развиваем
танцевальное творчество. Совершенствование умений самостоятельно придумывать
движения, отражающие содержание песен и музыкальных произведений.
Петр
Ильич Чайковский 1. Январь - У камелька 2 Февраль - Ярмарка 3 Март - Песня жаворонка 4 Апрель - Капель 5 Май - Сияющие ночи 6 Июнь - Баркарола 7 Июль - Напев 8 Август - Урожай 9 Сентябрь - Охота 10 Октябрь - Осенняя песня 11 Ноябрь – На тройке 12 Декабрь – Рождество Весенняя
песня (Ф. Мендельсон) Жаворонок
(М. Глинка) "Подснежник"
(апрель) из цикла "Времена года" (П. Чайковский) Аудио-рассказы
и песни «Времена года» |
||
Чтение художественной
литературы
Чтение
стихов:
Чтение
сказок, рассказов:
Заучивание
считалок: «Как
запомнить дни недели» (С. Кузьмин) «Неделя»
(В.Викторов).
|
Активизировать
чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному
восприятию стихотворения, раскрыть отношение автора к временным периодам,
воспитывать чувства прекрасного, интерес к слову.
«Календарь»
(С.Маршак); «Четверо
художников» (Е.Трутневой); «Новая
столовая» (З.Александрова); «Куда
делся понедельник?» (Ю.Мориц). -
«Двенадцать месяцев» (В.Степанов); -
«Времена года» (А.Кузнецов). -
«Лежебока» (Дж.Родари); -
«Емелина неделя» (В.Степанов); -
«Муха-чистюха» (Я.Бжехва).
-
«Двенадцать месяцев» (С.Маршак); -
«Старик-годовик» (В.Даль); -
«Четыре желания» (К.Ушинский) «Четыре
художника» (Г.Скребицкий); «Где
ёжик зимовал» (В.Бирюков0; «Солнце
и календарь» (Н.Юркова); «Календарь»
(Н.Полесова). «Сказка
про вчерашний день» (Е.Ильина).
|
||
Продуктивная деятельность Рисование «Золотая
осень» «Осенний
лес» (рисование пластилином) «Зимний
пейзаж» «Зимние
забавы» «Веточки
вербы в вазе» «Маленькие
солнышки на полянке» «Бабочки
на лугу» (рисование
пластилином) «Что
я видел на полянке»
Аппликация «Листопад» «Разноцветные
осенние деньки» «Новогодняя
поздравительная открытка» «Подснежники
в корзине» «Пригласительный
билет на празднование Дня Победы» «Поляна
одуванчиков» (коллективная работа) «Цветы
в вазе»
Изготовление
«Календарь знаменательных дат»
Открытие мини – музея «Такие разные
календари» |
Продолжаем
совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов в разные
временные отрезки.
Развиваем
способность наблюдать явления природы, замечать изменения в природе.
Использовать полученные знания в создании предметных и сюжетных композиций
Создание
календаря совместно с родителями
Обсудить с детьми расположение и
оформление мини — музея, что в нем может быть, какие разделы и экспонаты
могут в нем находиться. Собрать для мини — музея сохранившиеся в семьях
старинные издания и современные календари Темы экскурсий в мини — музее: «Настольные календари», «Отрывные календари», «Детские календари» «Календари разных стран» |
Комментариев нет:
Отправить комментарий