"Почему зерно в землю сеют?"
Цель: закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах.
Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет.
Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность.
Форма организации: групповая.
Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.
Материалы и оборудование:
• зрительный ряд:
• литературный ряд:
• музыкальный ряд:
фонограмма для создания музыкального фона занятия.
• мультимедийные средства:
• раздаточный материал:
Емкости с проросшими семенами, пинцет, микроскоп,
«Дневнички» наблюдения, цветные карандаши.
Предварительная работа:
За неделю до занятий дети под руководством педагога сеют семена в емкости с
разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями
земля. Ведут наблюдение за прорастанием семян и развитием растений. Педагог
рассказывает детям о профессии лаборанта.
Задачи
образовательной программы |
Задачи с
учётом индивидуальных особенностей воспитанников |
Развивающие:
Обучающие:
Воспитательная:
|
Обратить
внимание на лексико-грамматический строй у Леры, Вики и Влада (Игра « Какая,
какое?») Недостаточно
развита мелкая моторика. Обратить внимание при фиксации хода эксперимента.
(Лёва) Поручить
Ване Б. и Савелию С. контроль за правильностью выполнения эксперимента
(в роли эксперта) Предложить
Ване О. и Диме Ж. роль помощников, при проведении эксперимента. |
Этапы,
последовательность (цель) |
Содержание
совместной деятельности |
Деятельность
педагога |
Деятельность
детей |
Планируемый
результат |
Актуализация
знаний (1 этап) |
Педагог в
костюме Профессора сельскохозяйственных наук - в очках, белой шапочке и
халате - вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном. Коллеги!
На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем они
состояли? Где мы с
вами начали свои опыты? Я, руководил
экспериментальной работой. А вы, мне активно и старательно
помогали. |
Задаёт
вопросы. Беседует. |
Делятся
собственным опытом, знаниями. |
|
Мотивация
(2 этап) |
Чем обычно
занимаются лаборанты? Лаборанты! Приготовьтесь к работе. П: Что ж,
понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными семенами. П: И так,
коллеги, взгляните на наши емкости, в которые мы посеяли семена. Что вы
видите? П: Во всех
емкостях ростки взошли по-разному. Вы не находите? П:
Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы сеяли ...... в какую
почву? |
Предлагает
одеть форму научного сотрудника. Обращает
внимание детей на проросшие семена. |
Соглашаются
с принятием роли исследователей; берут на себя эту роль. Внимательно
рассматривает ростки в емкостях. Делятся своими наблюдениями, делают вывод о
том, что в разной почве семена прорастают по - разному. |
Проявляют
потребность к познанию свойств веществ. |
Введение
новых знаний (3 этап) |
П: Вот
именно! В землю! Как вы думаете, из чего состоит земля? Как это можно узнать? Взгляните-ка
в микроскоп. Что вы наблюдаете? П:
Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества невероятно полезны для
растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для
роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и сильные. |
Предлагает
детям рассмотреть щепотку земли под микроскопом или через лупу. |
Дети
высказывают свои предположения, мысли. Рассматривают,
уточняют. Дети
делают выводы. Фиксируют результат в дневничке наблюдений. |
Поставить
проблему перед детьми. Проведение
опыта. |
Закрепление
знаний (4 этап) |
- Ребята,
так как мы с вами лаборанты и провели научный эксперимент, сделали выводы,
зафиксировали результаты. Наверное, нам необходимо представить статью в
научный журнал «Полевод» по плану (составление рассказа). |
Педагог
предлагает составить статью для журнала, записывает рассказы детей. |
Дети
рассказывают. |
Умение
детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности
содержания статьи. Последовательно
рассказывать о своих действиях. |
Физминутка.
(5 этап) |
Уж
ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно! Ты не
бойся, золотое, ничего там не темно. (дети
приседают) К свету, к
солнцу из земли ты росток скорей пошли. (дети
опускаются на корточки) Как весною
в ранний час семена взошли у нас. Вышли к
солнышку из тьмы (дети
медленно встают - "вырастают", потягиваются) "Здравствуй,
солнце, это мы!" (дети
поднимают руки над головой машут кистями рук) Мал еще
росток-ребенок: (дети
опускают руки вниз) Только-только
из пеленок. (дети
наклоняют голову в разные стороны) Воспитатель:
Ну, что немного отдохнули? |
Предлагает
детям поиграть. Показывает
движения. |
Выполняют
движения в соответствии с текстом. |
Разгрузка. |
Получение
новых знаний (6 этап) |
Теперь
посмотрим, что стало с семенами, посеянными в песок. П: Ты
скажи мой росток, Отчего ты
занемог? Жизнь моя
нелегка, Я страдаю
от песка. П:
Давайте рассмотрим песок в микроскоп. П: Так вот
в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать? П: А мы
возьмем росточек и в землю поместим. Питательной
средою растенье укрепим. Что ж,
посмотрим, что из этого получится. Старший лаборант выберет себе двух
помощников и после совещания вместе с ними пересадит растения из песка в
землю. |
Обращает внимание
на ростки, посеянные в песок. Предлагает
детям рассмотреть щепотку песка под микроскопом или через лупу. Предлагает
2-3 детям посовещавшись
пересадит растения из песка в землю. |
Дети
рассматривают ростки. Отмечают различия между ростками, выращенными в земле и
выращенными в песке. Дети
высказывают свои предположения, мысли. Рассматривают,
уточняют. Дети
делают выводы. Фиксируют результат в дневничке наблюдений Дети
совещаются, выслушивают мнения своих коллег относительно пересадки. Выбирают
наилучший способ и пересаживают растения. |
Поставить
проблему перед детьми. |
Закрепление
новых знаний (7 этап) |
Продолжаем
писать статью |
Педагог
предлагает продолжить составлять статью для журнала, записывает рассказы
детей. |
Дети
рассказывают. |
Умение
детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности
содержания статьи. Последовательно
рассказывать о своих действиях. |
Получение
новых знаний (8 этап) |
П: А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на третью
емкость. Тут мы с вами посадили семена в опилки. Взгляните на них в
микроскоп, что вы видите? П: Опишите
внешний вид опилок. Проклюнулся
немного зелененький глазок. Вытянулся
тонко слабый стебелек. Верхушка
пожелтела, трудно в рост идти. Плохо мне
в опилках - Питанья не
найти. |
Педагог
обращает внимание детей на третью ёмкость. Предлагает рассмотреть опилки в
микроскоп. |
Дети
рассказывают. Рассматривают
опилки в микроскоп или под лупой. Дети
садятся за столы, делают зарисовки емкостей с ростками. |
Умение
детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности
содержания статьи. Последовательно
рассказывать о своих действиях. |
Самоконтроль
(8 этап) |
П: К
какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В
какой грунт лучше всего высеивать зерно? Чтоб смог
росточек распуститься, В земле он
должен поселиться. А мы его
польем водицей - Пускай
скорей укоренится. Пусть
солнышко его согреет, Пусть
урожай скорей поспеет. |
Задаёт
вопрос |
Дети
рассказывают, обобщают. |
|
Анализ (9
этап) |
Что для
тебя было нового? Были ли
трудности? С помощью
чего ты их преодолел? Почему мы
смогли написать научную статью? |
|
Готовые
рисунки укрепляют на стенде или на доске, рассматривают. Понимание
значимости употребления продукта для здоровья человека. |
Умение
анализировать результаты собственных действий, действий педагога. Делать
выводы, умозаключения. |
Открытость
(10 этап) |
Кому ты
хочешь представить статью? Что ты
хочешь ещё узнать о росте и развитии зерновых культур? Как ты
можешь это узнать? |
Задаёт
вопросы. Фиксирует ответы детей, для проведения следующих экспериментов. |
Дети
отвечают. |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий