ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 "Почему зерно в землю сеют?"

Цель: закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах.

Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет.

Форма работы с детьми: познавательно -  исследовательская деятельность.

Форма организации: групповая.

Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.

Материалы и оборудование:

•        зрительный ряд:

•        литературный ряд:

•        музыкальный ряд: фонограмма для создания музыкального фона занятия.

•        мультимедийные средства:

•        раздаточный материал: Емкости с проросшими семенами, пинцет, микроскоп,

«Дневнички» наблюдения, цветные карандаши.

Предварительная работа:

За неделю до занятий дети под руководством педагога сеют семена в емкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля. Ведут наблюдение за прорастанием семян и развитием растений. Педагог рассказывает детям о профессии лаборанта.     

 

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Развивающие:

  • Обогащение словаря: лабораторными терминами (пинцет, микроскоп); "гумус", "укоренение".
  • Развивать потребность к познанию свойств земли, песка, опила

Обучающие:

  • Развивать представление детей о земле, песке, опиле и их свойствах;
  • Расширять представления детей о свойствах различных веществ: плотность (высокая, низкая), впитываемость;
  • Закреплять знания детей о правилах безопасности при проведении опытов (использовать перчатки);
  • Формировать умение составлять рассказ по результатам эксперимента (опыта).

Воспитательная:

  • Формировать потребность считаться с мнением товарищей, справедливо решать спорные вопросы, умение отстаивать своё мнение (доказательно, обоснованно);
  • Формировать умение договариваться, помогать друг другу;
  • Формировать потребность соблюдать элементарные правила безопасности;
  • Формирование у детей к потребности  качества и натуральности продуктов питания.

Обратить внимание на лексико-грамматический строй у Леры, Вики и Влада (Игра « Какая, какое?»)

 

Недостаточно развита мелкая моторика. Обратить внимание при фиксации хода эксперимента. (Лёва)

 

Поручить Ване Б.  и Савелию С. контроль за правильностью выполнения эксперимента (в роли эксперта)

 

Предложить Ване О. и Диме Ж. роль помощников, при проведении эксперимента.

 

Этапы, последовательность (цель)

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Актуализация знаний

(1 этап)

Педагог в костюме Профессора сельскохозяйственных наук - в очках, белой шапочке и халате - вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном.

 

Коллеги! На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам.

В чем они состояли?

Где мы с вами начали свои опыты?

 

Я,  руководил экспериментальной работой. А вы,  мне активно и старательно помогали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы. Беседует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся собственным опытом, знаниями.

 

 

 

 

 

 

Мотивация (2 этап)

Чем обычно занимаются лаборанты? Лаборанты! Приготовьтесь к работе.

 

 

 

П: Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными семенами.

П: И так, коллеги, взгляните на наши емкости, в которые мы посеяли семена. Что вы видите?

 

П: Во всех емкостях ростки взошли по-разному. Вы не находите?

П: Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы сеяли ...... в какую почву?

Предлагает одеть форму научного сотрудника.

 

 

 

 

 

Обращает внимание детей на проросшие семена.

Соглашаются с принятием роли исследователей; берут на себя эту роль.

 

 

 

Внимательно рассматривает ростки в емкостях. Делятся своими наблюдениями, делают вывод о том, что в разной почве семена прорастают по - разному.

Проявляют потребность к познанию свойств веществ.

 

 

 

 

 

 

Введение новых знаний (3 этап)

 

П: Вот именно! В землю! Как вы думаете, из чего состоит земля? Как это можно узнать?

Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете?

 

П: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и сильные.

 Предлагает детям рассмотреть щепотку земли под микроскопом или через лупу.

Дети высказывают свои предположения, мысли.

Рассматривают, уточняют.

Дети делают выводы. Фиксируют результат в дневничке наблюдений.

Поставить проблему перед детьми.

Проведение опыта.

Закрепление знаний (4 этап)

- Ребята, так как мы с вами лаборанты и провели научный эксперимент, сделали выводы, зафиксировали результаты. Наверное, нам необходимо представить статью в научный журнал «Полевод»  по плану (составление рассказа).

Педагог предлагает составить статью для журнала, записывает рассказы детей.

 Дети рассказывают.

Умение детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности содержания статьи.

Последовательно рассказывать о своих действиях.

Физминутка. (5 этап)

 Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.

(дети приседают)

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.

(дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы

(дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)

"Здравствуй, солнце, это мы!"

(дети поднимают руки над головой машут кистями рук)

 

Мал еще росток-ребенок:

(дети опускают руки вниз)

Только-только из пеленок.

(дети наклоняют голову в разные стороны)

Воспитатель: Ну, что немного отдохнули?

Предлагает детям поиграть.

Показывает движения.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Разгрузка.

Получение новых знаний (6 этап)

Теперь посмотрим, что стало с семенами, посеянными в песок.

 

П: Ты скажи мой росток,

Отчего ты занемог?

Жизнь моя нелегка,

Я страдаю от песка.

 П: Давайте рассмотрим песок в микроскоп.

 

П: Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать?

 

П: А мы возьмем росточек и в землю поместим.

Питательной средою растенье укрепим.

 

 

 

Что ж, посмотрим, что из этого получится. Старший лаборант выберет себе двух помощников и после совещания вместе с ними пересадит растения из песка в землю.

Обращает внимание на ростки, посеянные в песок.

 

 

 

 

 

 

 

 Предлагает детям рассмотреть щепотку песка под микроскопом или через лупу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает 2-3 детям

посовещавшись пересадит растения из песка в землю.

Дети рассматривают ростки. Отмечают различия между ростками, выращенными в земле и выращенными в песке.

 

Дети высказывают свои предположения, мысли.

Рассматривают, уточняют.

Дети делают выводы. Фиксируют результат в дневничке наблюдений

 

 

 

 

 

 

Дети совещаются, выслушивают мнения своих коллег относительно пересадки. Выбирают наилучший способ и пересаживают растения.

Поставить проблему перед детьми.

Закрепление новых знаний (7 этап)

Продолжаем писать статью

Педагог предлагает продолжить составлять статью для журнала, записывает рассказы детей.

 Дети рассказывают.

Умение детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности содержания статьи.

Последовательно рассказывать о своих действиях.

Получение новых знаний (8 этап)

 П: А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на третью емкость. Тут мы с вами посадили семена в опилки. Взгляните на них в микроскоп, что вы видите?

 

П: Опишите внешний вид опилок.

Проклюнулся немного зелененький глазок.

Вытянулся тонко слабый стебелек.

Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.

Плохо мне в опилках -

Питанья не найти.

Педагог обращает внимание детей на третью ёмкость. Предлагает рассмотреть опилки в микроскоп.        

Дети рассказывают.

 

Рассматривают опилки в микроскоп или под лупой.

Дети садятся за столы, делают зарисовки емкостей с ростками.

Умение детей описывать результаты наблюдения, договариваться о последовательности содержания статьи.

Последовательно рассказывать о своих действиях.

Самоконтроль (8 этап)

П: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги?

 В какой грунт лучше всего высеивать зерно?

Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы его польем водицей -

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

Задаёт вопрос

Дети рассказывают, обобщают.

 

Анализ (9 этап)

Что для тебя было нового?

Были ли трудности?

С помощью чего ты их преодолел?

Почему мы смогли написать научную статью?

 

 

Готовые рисунки укрепляют на стенде или на доске, рассматривают.

Понимание значимости употребления продукта для здоровья человека.

Умение анализировать результаты собственных действий, действий педагога. Делать выводы, умозаключения.

Открытость (10 этап)

Кому ты хочешь представить статью?

Что ты хочешь ещё узнать о росте и развитии зерновых культур?

Как ты можешь это узнать?

Задаёт вопросы. Фиксирует ответы детей, для проведения следующих экспериментов.

Дети отвечают.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий